От артели до фабрики
Город Советск наряду с городами Вологдой и Ельцом – крупнейший центр кружевоплетения в нашей стране.
Истоки этого народного художественного промысла ведут нас в XVIII век. Бытовала в Кукарке легенда, что ещё во времена Петра поселился в слободе корабельный плотник, бежавший от тяжёлого царского гнева, а с ним и его жена голландка. Она-то и научила местных женщин плести кружева. Занятие это здесь в конце XIX века стало массовым. В Кукарской волости в 1888 году было около 2000 кружевниц.
Кукарские кружева, которые плели из очень тонких нитей, всегда отличались особой тонкостью и изяществом рисунков. Словно сама природа выткала эти фантастические переплетения, складывающиеся в бесконечно разнообразный орнамент. Уже в XIX веке наше кружево вывозилось в Англию, Голландию, США. А русские модницы охотно носили... легкое дамское кружевное пальто, шарфы, косынки, перчатки. В 1895 г. наше кружево в Атланте в США получило золотую медаль, в 1909 году – малую золотую медаль... На кукарском рынке был специальный кружевной ряд, где помимо розничной торговли совершались торговые сделки между кружевницами и скупщиками.
В декабре 1920 года в городе Советске организована трудовая артель кружевниц из 200 человек, к 1929 году в ней было уже около 1000 человек. Артель и её отделения в Ильинске (1921 год) и Завертной (1927 год) вырабатывали продукцию, славившуюся не только в нашей стране, но и за границей.
В 30-е годы кружевной промысел испытывал небывалый подъём. Кружева, выплетенные в Советске, охотно раскупались у нас в стране, продавались за границу, экспонировались на многочисленных выставках в СССР и за рубежом.
Налаженную жизнь и производство оборвала Великая Отечественная война. Кружевницы уходили из артели на другие промышленные предприятия и в колхозы, чтобы прокормить семью. Время военное, тяжёлое, было не до кружев.
Новое возрождение началось сразу же после войны. В 1946 году вновь открывается в Советске профтехшкола кружевниц. К этому времени в артелях были заняты более 800 человек. Но недолго продолжалось это благополучие. В начале 50-х годов кружево вдруг не пошло... Сказались ли здесь последствия войны, повинна ли была капризная мода, но застой наблюдался тогда не только в кружевоплетении. Многие народные промыслы испытывали подобные трудности.
В 1958 году в Советске при фабрике кружев, как стала называться артель, создаётся художественная лаборатория. Возглавила её замечательная мастерица Анна Александровна Гужавина. Ей удалось сплотить вокруг себя творческий актив, и это сразу сказалось на качестве продукции, прежде всего на художественных достоинствах кружева.
Кружевницы работали в мастерских и на дому. В 1960 году кружевные артели реорганизованы в государственную фабрику, сначала самостоятельную, а с 1964 года предприятие в Советске присоединяют в Кировской фабрике строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта.
Поднимается экономическая основа предприятия, лучше стало снабжение материалами, оборудованием. Снова, как и в лучшие годы, работы кружевниц получают награды и дипломы не только на отечественных, но и на международных смотрах: Монреаль (1967 год), Осака (1970 год).
В 1979 году был построен новый многоэтажный корпус новой фабрики, улучшились условия труда.
С середины 80-х годов XX века выпали перестроечные испытания для вятского кружева. Распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева при фабрике имени 8 Марта в городе Кирове. Жизнь теплилась в почти артельном объединении на родине промыслов в городе Советске. А в 1999 году фабрика была закрыта. Но кружевницы продолжают работать разрозненно, каждая у себя дома.
Кто же были творцами вятского кружева? К сожалению, не сохранила нам история имён искусных кружевниц конца XIX века. Зато о мастерицах советских лет мы знаем много.
Не было в вятском кружевоплетении имени, которое было бы столь широко известно и почитаемо в 30-50-е годы, как имя
Анны Александровны Гужавиной. Прожила А.А. Гужавина более 80 лет, большая часть из которых была отдана любимому делу. Ей присуждался диплом 1-й степени за создание лучших образцов художественных произведений народного искусства. Она была награждена значком «Отличник промкооперации РСФСР».
Творчество А.А. Гужавиной оказало благотворное влияние на воспитание будущих художников промысла – Вараксиной, Смирновой, Блиновой.
Анфиса Фёдоровна Блинова –
одна из ведущих художников промысла в 70-е годы. Она награждена орденом «Знак почёта». В конце 1983 года к её многочисленным наградам прибавилась ещё одна, пожалуй, самая главная для российских художников – звание лауреата Государственной премии России имени И.Е. Репина. С 1984 года она была членом Союза художников СССР.
Трудная доля выпала кукарскому кружеву, но вопреки всему в индустриально-педагогическом колледже учат древнему ремеслу молодёжь.
Значит, возрождение будет.
Кукарские кружева
Хороши кружева кукарские,
Наши вятские кружева!
Их другие страны заказывают,
Носят Лондон их и Москва.
Есть ли что-нибудь их красивее
Среди прочих земных чудес?
Что-то есть в них строгое, зимнее
И весеннее, нежное есть.
Оживает в них сказка русская.
Словно иней, они чисты.
Их увидев, с тоской и грустью
Навсегда распростишься ты.
Будешь ты любоваться ими
И откроешь вдруг для себя:
Их дарить нужно только любимым,
Их носить можно, только любя.
Вам, искусницы - мастерицы,
Руки чьи красоту создают,
Низко хочется поклониться
И сказать: «Спасибо за труд,
За старание, за терпение,
За фантазии смелый взлет,
За горение, за вдохновение,
Что в узоре каждом живет»
Л. Полякова. |
Из книги
«Кукарка — Советск. К 90-летию переименования». — Киров: ООО "Альфа-Ком",
2008.
Составитель — директор МУК "Советский районный краеведческий музей",
заслуженный работник культуры РФ СМЕХОВА Алла Николаевна. |