Приход в Жерновогорье был основан в 1860 году. Его сформировали из деревень
Кукарской слободы (Советский район). Сначала срубили деревянную церковь, но
прихожане решили твердо — выстроим каменный храм.
Были готовы к тому времени чертежи на скромное здание, но деятельный и
энергичный священник А. Попов стал хлопотать о проекте грандиозного собора, и
обязательно «убранного местной опокой». Заручившись пожертвованием своего дяди —
отставного подполковника И.И. Сунцова — в размере 10 тысяч рублей, Попов
заказывает проект вятскому архитектору А.С. Андрееву. И тот в июне 1873 года
прибывает в Жерновые Горы для личного контроля за строительством.
Храм был выстроен за 6 лет. Освящение главного престола
в честь образа Казанской Божьей Матери состоялось в ноябре 1882 года. Каменная
колокольня, коридор с палатками для библиотеки были окончены позднее, а в 1906
г. территория церкви была окружена ажурной оградой на белом цоколе, забранной в
опочные столбы.
День освящения вылился в многолюдное гулянье. Очевидец вспоминает: «Средний
купол снаружи весь был в огне, а внутри весь храм как бы уставлен всевозможными
свечами — у каждого из предстоящих была возжженная свеча. К освящению собралось
много народу, так что громадный храм не вмещал молящихся. Были почти все
почтеннейшие жители из слободы Кукарка. По окончании литургии в доме
председателя церковно-приходского попечительства С.А. Елькина предложена была
для посетителей трапеза...»
Богач, владелец жерновогорских разработок Елькин вкладывал в строительство храма
свои средства с условием, что попечительство возвратит ему израсходованные
деньги, правда, без всяких процентов.
Главным источником денежных поступлений был доход от перевоза через реку Вятку.
Сумма доходов от перевоза в год составляла от 500 до 600 рублей. В аренду для
пополнения церковной казны были отданы торговые заведения. Большие вклады в
строительство делали и местные богатеи, а бедняки вносили свой посильный труд,
безвозмездно работая на стройке: носили песок, глину, качали воду, подавали
кирпич.
Промышленники, вырабатывающие в «деловьях» Жерновой Горы опочный камень,
принесли в дар на украшение церкви большую партию известняка. Известно, что
только житель села Д.П. Барбашин пожертвовал на нужды строительства камень
общей стоимостью в 10 тысяч рублей.
Церковный староста — купец Н.Д. Яковлев — устраивает для главного алтаря
иконостас. Сплошь покрытый мягкой резьбой иконостас был главным украшением
просторного интерьера. На «иждивение» того же Яковлева были установлены кресты,
выкрашены кровли. Для выполнения столярных и кузнечных работ он даже предоставил
свою кузницу.
На церкви работала артель местных каменщиков во главе с мастером Тюриным.
Современники отмечали мастерство, с которым были написаны нижегородским
живописцем Салабановым иконы в иконостасе, который выполнил вятский резчик
Ильин. По желанию прихожан иконостас не позолотили. Его белоснежные узоры
замечательно гармонировали с белокаменными орнаментами фасадов. Свет, льющийся
из высоких арочных окон, наполнял интерьер бликами солнца. Они пре-ломлялись в
стеклах, зажигались на золоте икон, в ажурных завитках трехъярусного паникадила.
В вечерние часы оно вспыхивало всеми 38-ю свечами.
Богатая утварь: паникадила, подсвечники, жертвенник, одежда в ризницу — была
закуплена на средства Н.Д.Яковлева. Интересно, что даже колокола являлись даром
местных жителей: Барбашева, Старостина, Милютина, Богомолова, Елькина.
Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов — создать величественный собор,
украсив его местной опокой, — сбылась. Пышно убранный замысловатым резным
орнаментом «храм-сказка» стал гордостью прихожан. Высота этого сооружения
достигала 31 метра, а ширина и длина были равны 25 метрам. Монументальный
пятиглавый собор, выстроенный по схеме русско-византийских храмов, словно
бисером, был уткан каменной роскошью кружевного одеяния.
Сооружение покоряло не только местных жителей. В мае 1876 г. село посетил
обер-прокурор Святого Синода граф Д.А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь ее
белокаменным убранством, написал, что не видел на Руси храмов, так раскрашенных
снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.
А подивиться было чему! Кукарские мастера словно демонстрировали здесь свое
мастерство: из мягкого камня с филигранной отточенностью тщательно были вырезаны
валики и полочки, пузатые балясинки и граненые колонки, гирьки, зубчики, сложные
розетки, витые жгуты-веревочки, полукружия порталов и окон, мелкие арочки.
Выделяясь красочными пятнами на фоне нештукатуренных кирпичных стен, они
сообщали храму живописность и праздничность, удивляя современников безудержной
фантазией народных мастеров-резчиков, взлетом их творческой мысли.
Участь этого красавца храма была решена в годы сталинского мракобесия. В 1938
году собор был разрушен на кирпич, а до нашего поколения дошли лишь старые
фотографии да воспоминания старожилов.
Берова Ирина.
Из книги «Прогулки по старой Вятке»
Оригинал статьи на сайте
www.blagoslovi.ru