Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря, который был основан в слободе Кукарке не позднее 1678 года. Церковь в монастыре была деревянной, служила немногие годы, перестраивалась, неоднократно подвергалась пожарам. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. После пожара 1750 года церковь выстроена в 1764 году, но и она сгорела в 1780-х годах. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство каменной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 г. пристройкой двух холодных приделов. Левый — в честь мучеников, потом переименовали во имя Сергия Радонежского, а правый — во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года. В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. С 1862 по 1867 г.г. Успенская церковь, холодная часть ее, перестраивается и делается вся с духовым отоплением.
Колокольная, трапезная и центральная часть остаются от прежней, фасада 1788 года, церкви. Средства на перестройку были только от прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 г. Каменная ограда от прежней церкви оказалась тесной и ее в 1876 г. снесли, была временно деревянная, до 1895-1897 г., когда на средства семейства П.П.Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решетками. Вносят свои пожертвования в украшение церкви купцы Д.Д.Якимов, И.М.Кошкин, Н.П.Утробин, строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас, в котором пишутся 16 картин (икон) в стиле католицизма известным художником М.Ф.Андриолли.
В главном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества по эскизам художника В.М. Васнецова из Библии ДОРЭ под руководством художника Ергунова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы — Савиллы во главе с Кумской. Могли ли они предсказать судьбу храма и что их образы ровно через 110 лет сметут метлой (в прямом смысле) приезжие ценители местной истории. В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П.Носова строятся две часовни по фасаду храма в честь знаменательных дат царской фамилии. Часовни, похожие друг на друга, в высоту около 16 м и около 7 метров каждая сторона, были отделаны белой резной опокой по красному кирпичу с высоким цоколем и витражами в дверях.
На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранилась икона «Трех радостей» неизвестного художника, учитываемая особо как имеющая великую ценность. Подобно ценны иконы Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери.
Весь этот великолепный и богатый храм был описан в 1918 году с целью учета ценностей и их изъятия. В 1930 году церковь была закрыта. В апреле того же года спилили кресты и установили красные флаги на маковки церкви. Какое-то время в ней размещался музей религии, затем использовалась как производственное здание различными организациями. Поочередно им владели МТС, авторота, сельхозтехника, перчаточная фабрика. В 50-х годах была сломана колокольня, трапезная и две боковые палатки. Кирпич расходовали на сооружение городской водонапорной башни. Ажурная ограда на опочном фундаменте и часовни разрушены были много раньше. Меняются времена, меняются интересы. В 1989 году Успенскую церковь начали реставрировать. Благодаря просвещенным предкам, патриотам, которые организовали в 1910 г. в сл. Кукарке музей, были сохранены чертежи на перестройку храма 1862 года и ограды 1890-х годов с ажурной решеткой, а также часовен.
В 1990 году были восстановлены четверик, барабан и главка. 8 сентября 1990 года был установлен крест. Работу производил советский реставрационный участок. Руководство осуществлялось специалистами из г. Кирова. С 1992 года реставрация или ремонт производятся хозяйственным способом, руководит настоятель благочиния. Работы ведутся неквалифицированно. Не сохраняются многие детали архитектуры и живопись от прежних мастеров.