Оружие
Мощная правая и левая нога. Левой ногой можно «воспользоваться» и при применении другого оружия, до этого подобного в жанре не наблюдалось. По видимому добавлено для избавления от ползущих на игрока Слизней, не тратя патроны. Забавен тот факт, что в ранних версиях игры можно было атаковать противника обеими ногами одновременно. Если же при применении двух ног подойти к замороженному монстру, чтобы его разбить, на экране можно увидеть сразу три ноги (в ранних версиях).
Пистолет (Pistol) — автоматический, внешне напоминает «Glock 17». После 12 выстрелов перезаряжается автоматически. Максимальный запас — 200 патронов.
Дробовик (Shotgun) — мощное и красивое оружие. От расстояния мощность выстрела почти не зависит, разлёт картечи ближе к реальному (в других играх это всегда было главным ограничением на использование). Максимальный запас — 50 патронов.
Пулемёт (Chaingun) — скорострельное, но слабое оружие. Максимальный запас — 200 патронов.
Ракетница (RPG, Rocket Propelled Grenade) — одно из самых мощных видов оружия, переносная ракетная установка. Максимальный запас — 50 ракет.
Радиоуправляемая граната (Pipe Bomb). После броска в руке Дюка появляется детонатор. Когда игрок держит в руках детонатор, можно снова нажать клавишу переключения на гранату и тогда можно будет бросить ещё одну. После активации детонатором все брошенные гранаты взрываются. Брошеные гранаты можно опять подобрать. Также, если во врага долго кидать гранаты, не взрывая их, то он умрёт. Максимальный запас — 50 гранат.
Мины с лазерными сенсорами (Laser Trip Bomb) — устанавливаются на стены и другие вертикальные поверхности. Через несколько секунд после установки выпускают лазерный луч, пересечение которого приводит к взрыву мины. Стоит также отметить, что в настройках игры можно указать, видны ли лучи всегда, никогда или только в инфракрасном излучении. Максимальный запас — 10 штук.
Уменьшитель (Shrinker) — на некоторое время уменьшает врага, после чего игрок может убить его ногой (раздавить). Сам игрок также подвержен действию уменьшителя — чаще всего это происходит вследствие отражения заряда уменьшителя от зеркала (это можно сделать как намеренно, так и случайно). После попадания заряда игрок на некоторое время становится очень маленьким, не может использовать своё оружие (однако, может использовать quick kick и jetpack) и прыгать, но перемещается так же быстро, как и «большой» игрок. Как только время действия уменьшителя заканчивается, игрок снова увеличивается в размерах. Если при этом недостаточно места (например, если увеличение произойдёт в водостоке), то игрок погибает. Такой приём используется при переходе из помещения в помещение через очень маленькие проёмы. Уменьшенный враг не атакует игрока, поэтому используется в основном против особо опасных противников (Командир, Мини-предводитель). Не уменьшает турели, дроидов, слизней (меньше некуда), трутней, танки и боссов. Максимальный запас — 50 патронов.
Увеличитель (Expander) — постепенно увеличивает врага, разрывая его в клочья. Появился в версии 1.4 (Atomic Edition). Если рядом с атакуемым монстром оказывается кто-то ещё, урон наносится и ему.
Замораживатель (Freezethrower) — временно замораживает врага, после чего его можно разбить ногой или любым оружием. Если этого не сделать, через некоторое время монстр оттаивает и снова становится боеспособным, но всё равно умирает от первого же выстрела. Не замораживает турели и танки, но при длительном использовании замораживателя они взрываются. Если использовать его против уменьшенного противника, то при попадании (что проблематично) после оттаивания противник до конца минут своих останется маленьким и снова будет нападать на игрока, нанося при этом полный урон, как если бы он был большим, кроме того после такой процедуры его нельзя будет растоптать. 99 патронов — максимальный запас.
Разрушитель (Devastator) — двуствольная пушка, обладающая большой разрушительной силой. Секретная разработка Пентагона, что не мешает ей лежать практически на виду у игрока. Выстрел полного боезапаса (все 99 ракет) гарантированно убивает Императора. 99 ракет — максимальный запас.
Технические детали
Графический движок игры называется Build Engine. На его основе было создано ещё несколько известных игр: Shadow Warrior, Blood, Redneck Rampage. Игровой движок давал следующие возможности: достаточно реалистичный и интерактивный трёхмерный мир, в котором стало возможным прыгать и приседать, появилась квази-возможность двигаться в трёх измерениях, появилась возможность частично взаимодействовать с игровыми предметами. Враги, в отличие от полигонального Quake, все ещё представлялись в виде плоских спрайтов. Но в Duke Nukem 3D можно было играть на процессорах i486, в то время как Quake медленно работал даже на Pentium.
Комнаты изображались с помощью технологии порталов (в отличие от BSP-дерева в Doom). Благодаря порталам, общая скорость игры зависела только от сложности пространства, окружающего игрока. И, в придачу, для отображения уровня не требовалось никаких предварительных вычислений, так что можно было видеть уровень в 3D прямо по ходу редактирования. Однако Build Engine всё ещё оставался 2,5-мерным движком, к тому же, при взгляде игрока вверх объекты сильно искажались: возникал эффект параллакса.
Странный, жуткого вида зеленый слизняк (protozoid slimer), наползающий на лицо, при попытке удаления монстра из игры обнаруживается встроенным в движок Build полной версии игры, то есть кода Протозоида, как такового, в *.CON файлах не обнаружено, в то время как спрайты и звуки монстра находятся в основном (*.GRP) файле игры.
В игре используются некоторые «недокументированные» особенности движка и расширенные возможности порталов. Например, секретный уровень Tier Drops представляет собой большую комнату, содержимое которой меняется в зависимости от того, с какой стороны в неё зайти. С помощью модификации файлов с параметрами игры можно включить несколько неиспользуемых возможностей в игре — например, уничтожаемые камеры наблюдения или невидимые лазерные сенсоры мин. Эти же файлы могут быть использованы для создания простых модификаций на основе игры.
Версии игры
Наиболее распространёнными версиями Duke Nukem 3D являются:
Lameduke — бета-версия игры. Получила популярность среди фанатов оригинала в связи с тем что в значительной степени отличается от финальной версии игры — внешний вид большинства противников, а также оружия отличается от конечного, в игре присутствуют отличные от оригинальных локации (однако, уровень Derelict из Lameduke вошёл в Atomic Edition).
Shareware — содержит один из трёх эпизодов, доступных в полной версии игры и имеет ограниченный набор вооружений (нет наиболее оригинальных и замысловатых орудий, вроде замораживателя или уменьшителя). Несмотря на ознакомительный статус, стоит отметить, что доступный эпизод «L.A. Meltdown» является одним из самых запоминающихся по архитектуре и построению уровней. Многие игроки начинали знакомство с «Duke Nukem 3D» именно с shareware версии.
1.3d — полная версия игры. Содержит 3 эпизода: «L.A. Meltdown», «Lunar Apocalypse» и «Shrapnel City» и предлагает полный набор вооружений.
Atomic Edition — расширенная версия игры, которая содержит дополнительный четвёртый эпизод «The Birth», дополнительное оружие (увеличитель) и новых врагов: существ, похожих на монстров из фильмов серии Чужой, свинокопов в танках и главного босса. Также в игре имелась возможность подключения ботов через параметры командной строки. Отличительной особенностью эпизода стал дизайн уровней и атмосфера — парки развлечений, большое количество декоративных роботов, которые внешне выглядят как люди.
Total Meltdown — версия для Sony Playstation, включает в себя три оригинальных эпизода и новый, «Plug N’ Pray», состоящий из шести новых уровней. В новый эпизод были включены новые враги: две разновидности свинокопов и новый босс по имени CyberKeef. Дизайн некоторых уровней Plug N’ Pray заметно хуже, чем в оригинале, но сами уровни стали сложнее.
Duke Nukem 64 — версия для Nintendo 64. В игре заново перерисованы большинство текстур, изменены многие спрайты оружия и врагов. Сами уровни теперь не разбиты по эпизодам, а предстают одной сплошной кампанией. Среди любопытных нововведений: наличие ослабленных версий второго босса Overlord (по аналогии с первым боссом), четвёртый босс (Alien Queen) встречается раньше третьего — Cycloid Emperor, который в этой версии предстает в виде 3D-модели. К тому же эту версию можно проходить сразу 2-мя игроками.
Кроме этого, к игре сторонними компаниями, энтузиастами и просто фанатами создано несколько модификаций:
«Nuclear Winter» — игра вышла в канун Рождественских праздников и обладает соответствующей «спецификой», вроде рождественских нарядов на врагах, злых снеговиков и злых эльфов в качестве противников, и порабощенного пришельцами Санта-Клауса в качестве главного злодея.
«Duke it out in D.C.» — модификация, в которой предстоит побывать в округе Колумбия и спасти президента от злобных инопланетных захватчиков. Действие происходит и в Белом доме, и в подвалах Пентагона, и даже в здании ФБР.
«Caribbean — Life’s a Beach» — Дюк Нюкем в отпуске. Летняя тематика, новые уровни, новые звуки, новое оружие и предметы (водяной пистолет, ананасовые бомбы, бананы вместо аптечек и т.п.).
«Sonic the Hedgehog 3D» — фанатская игра про Соника на движке Build. Над данной игрой работа ещё не закончена, но демоверсия уже имеется.
«Starship Troopers» — фанатская игра по вселенной фильма «Звёздный Десант».
Настоящее игры
При запуске игры на современных компьютерах возникают трудности, из-за того, что она создавалась под DOS, поэтому на других системах могут возникнуть проблемы с изображением, звуком и скоростью работы.
Чтобы решить подобные проблемы, энтузиастами создаются так называемые 3D- или GL-порты игры, то есть программы, написанные с использованием исходного кода игры, открытого разработчиками в 2003 г., запускающие рендеринг или обработку текстур под аппаратными средствами (Direct 3D или OpenGL). В итоге получаются запредельные для старых игр разрешения, вроде 1600 на 1200 точек, добавление красочных эффектов в виде освещения, текстурирования, шейдеров и других возможностей современных графических карт.
Первым известным примером подобной технологии для Duke Nukem 3D был JonoF’s Duke Nukem 3D Port — качественный порт игры, разработанный в 2005 г. на основе усовершенствованного движка Build. Поддерживает запуск под OpenGL в разрешении вплоть до 1280 на 1024 точек, позволяет запускать игру под Windows XP, решает проблемы со звуком. Благодаря поддержке 3D-моделей из Quake III и текстур высоких разрешений игру можно преобразить кардинально. Для этого создан и постоянно обновляется Duke Nukem 3D high resolution pack, при использовании которого игра становится по визуальному исполнению на уровне Quake 3. Порт работает на всех версиях игры. Однако он давно не обновлялся (последняя доступная версия датирована 9 октября 2005 г.). Поэтому на его основе появился порт EDuke32, развившийся из eDuke — версии Duke Nukem с усиленными возможностями по модификации игры. Он совмещает в себе все возможности JonoF порта и добавляет новые, например, поддержку аудиоформата Ogg Vorbis, позволяющему заменить старые музыкальные файлы формата MIDI на полноценные композиции с высоким качеством, благодаря чему игра будет еще и звучать по-новому. Плюс ко всему этому идёт ещё одна версия редактора Build для Windows — Mapster32. Порт работает только с версией игры 1.4 (Atomic Edition).
Помимо реализации под Windows, существует порт под Mac OS X, позволяющий установить как демоверсию, так и обе коммерческих реализации (для их установки потребуется CD).
Хотя движок игры открыт для модификации, файлы данных (за исключением shareware-версии L.A. Meltdown) всё ещё являются платными. Это означает, что вы имеете право использовать портированные версии игры при условии, что у вас есть право пользоваться оригинальной игрой (то есть, вы должны владеть копией оригинальной игры).
Дополнения и порты
Для игры было выпущено несколько официальных дополнений, разработанных фирмой Sunstorm Interactive: Duke!ZONE, Duke Caribbean: Life's A Beach, Duke: Nuclear Winter, Duke It Out In D.C. и Duke Xtreme.
Отсылки
В игре присутствует множество отсылок к фильмам и играм.
- Название подлодки — «USS Dallas», такое же название носит американская подлодка в фильме "Охота за «Красным октябрём» ";
- На уровне Hollywood Holocaust в комнате за проекторной, куда можно попасть через вентиляцию в туалете, стоит женщина, прикреплённая к стене «щупальцами» явно инопланетного вида. Сама женщина, и её фраза «Kill me…» — отсылка к фильму Джеймса Камерона «Чужие»;
- На уровне Death Row в одной из камер за плакатом девушки скрыт проход — отсылка к фильму «Побег из Шоушенка»;
- На уровне Incubator на одном из мониторов показывается число 1138 — отсылка к фильму Джорджа Лукаса «THX-1138»;
- В полицейском участке (уровень Pigsty) портрет судьи на стене подписан «J.Dredd» — отсылка к герою фильма и комиксов «Судья Дредд» (Judge Dredd);
- В начале уровня Pigsty Дюк произносит фразу «I'll be back», которую Терминатор употребляет в схожих обстоятельствах — перед визитом в полицейский участок;
- Рекламные плакаты «Sister Act IV: Making Whoopie» — отсылка к фильму «Действуй, сестра» с Вупи Голдберг в главной роли;
- На атомной станции (Critical Mass) есть секрет с названием «Sector 7-G», такое же обозначение имеет рабочее место Гомера Симпсона в мультсериале «Симпсоны». На Гомера также намекают пончики в этом секрете.
Мёртвые герои
Отсылки в виде мёртвых тел главных героев:
- В игре присутствует тело мёртвого морпеха (секрет на уровне Death Row) — прямая отсылка к Doom. При его нахождении Дюк произносит фразу «Hmm, that’s one DOOMed space marine!» (Хм, вот это - обречённый космический пехотинец);
- В игре можно найти подвешенного Люка Скайуокера (секрет на уровне Lunar Reactor) — возможно, как отсылка к конкурирующему шутеру Star Wars: Dark Forces. Фраза Дюка: «Now this is a force to be reckoned with!» (Теперь это сила, с которой приходиться считаться);
- В одной из секретных локаций насаженный на кол висит Индиана Джонс (на уровне Hotel Hell). Дюк произносит: «We meet again, Dr. Jones!» (Мы опять встретились, Доктор Джонс);
- Когда Дюк попадает на фабрику (уровень Freeway), он находит гидравлический пресс, из-под которого высовывается железная рука Терминатора (из фильма Терминатор-1). Если подойти к ней, Дюк говорит: «Terminated!» (Ликвидирован!). В фильме Сара Коннор, перед тем, как нажать на кнопку пресса, произнесла фразу: "You terminated, fucker!" ("Ты ликвидирован, ублюдок!");
- В конце уровня про супермаркет можно найти секрет с изуродованным телом Змея Плисскина - отсылка к фильму "Побег из Лос-Анжелеса". При этом, дюк произносит фразу: "I guess he didn't escape from L.A." (Я полагаю, он не смог совершить побег из Лос-Анджелеса).
В свою очередь в игре Blood, вышедшей немного позже Duke Nukem 3D, было спародировано такое упоминание о героях — в игре можно найти мёртвого Дюка Нюкема. Также в игре Serious Sam 2 можно найти скелет Дюка, также в разговорах неоднократно упоминается некий блондин.
Improbable Mission Facility
Уровень «It’s Impossible» (действие которого происходит на территории Improbable Mission Facility), помимо названия, содержит множество иных отсылок к фильму «Миссия невыполнима», например:
- Музыкальная тема;
- Диктофон, воспроизводящий сообщение «Эта кассета самоуничтожится через…»;
- В одной из частей уровня нужно вводить код, избегая касания пола.
Интересно
В песне группы Сплин «Орбит без сахара» есть строчка «А Дюк Нюкем должен умереть» на 56-й секунде песни, что явно связано с надписью «Duke Nukem must die!», появляющейся на одном из домов на втором уровне эпизода L.A. Meltdown.
Ссылки
- Официальный сайт игры
Сайты портов:
- JonoF’s Duke Nukem 3D порт;
- Сайт EDuke32;
- High resolution pack для игры;
- Сайт мода DukePlus.