Санина Людмила Васильевна:
«Главное достижение – след в жизни первой школы,
в сердцах и душах учеников, коллег»
«Средняя школа №1 для меня, – признается Людмила Васильевна, – вся моя трудовая, самая активная и сознательная часть жизни, это дорога длиною почти в 40 лет». Это то, что называется емким и сакраментальным словом «судьба». От нее, как говорится, не уйдешь, и вы, читая эти строки, в этом еще раз убедитесь.
В атаку на математические бастионы!
А начало пути было положено совсем далеко отсюда, почти за 300 километров, на севере области. Жила в поселке Черная Холуница, что в Омутнинском районе, семья Рычковых. Глава семьи Василий Александрович и его верная спутница жизни Лидия Елизаровна воспитывали двух дочерей и сына. Знатный столяр в поселке, отец желал для своей старшей дочери хорошей доли, которая напрямую зависела от уважаемой и почетной работы. В представлении людей 60-х годов минувшего века этим качествам соответствовала профессия учителя, тем более Люда способности к ней проявляла, и незаурядные. «Иди в учителя, – напутствовал отец, – всю жизнь будешь уважаемым человеком, не тетей Людой, а Людмилой Васильевной!» Завет отца девушка усвоила четко и с направленностью педагогического труда долго не колебалась. Несмотря на заявление молодого учителя немецкого языка на школьном выпускном: «Я два года в вашем классе зря проработала, если ты, Люда, не пойдешь на инфак!» Но впереди маячил один выбор – математика, и все тут! Тяга к «царице наук» возникла с детских лет, когда Люда с подругами играли в «школу». Естественно, Люда брала на себя роль педагога, подружки – учениц. Усилила математическую привязанность доброта учительницы, сумевшая окончательно привить любовь к предмету и пробудить интерес разгадать даже самую сложную задачу. Не зря же над их решением Люда билась до последнего, и даже самые неприступные для других стереометрические бастионы сдавались под напористостью и смекалкой упрямой и усидчивой ученицы. В ход шли ... и корки хлеба, и даже картошка… Это очень удобный материал, из которого ловкие детские ручки сооружали призмы и пирамиды. Для наглядности, чтобы лучше представить смысл задачки и разгадать. Не случайно дневник знал только одну оценку математических способностей Люды – конечно же, отлично. Впрочем, успеваемость по другим предметам была под стать. Что интересно, одинаково хорошо Люде поддавались предметы и естественного, и гуманитарного цикла. Как впоследствии вспоминала ее младшая сестра Надежда, сочинения Люды еще много лет зачитывала учитель на уроках. А спортивные достижения: рекорды в беге, ходьбе на лыжах и прыжках в высоту – долго-долго никто не мог побить.
Три человека на место – такой конкурс существовал в 1963 году на физмате КГПИ им. Ленина. Но Люда Рычкова преодолела его без труда. И с первых сессий заслужила себе репутацию лучшей студентки на курсе и … повышенную стипендию. И кому, как не ей, после четырех лет блестящей учебы предложили первой из 127 сокурсников выбрать место дальнейшей работы. Но жребий пал не в пользу перспективного Кирова, а неизвестного Советска. Смутно представляя, где это находится, Люда тем не менее положилась на мнение новоиспеченного супруга. Николай Константинович Санин увез молодую супругу на свою родину, в дом мамы. Отсчет четырем десятилетиям в средней школе №1 г. Советка наступил 15 августа 1967 года.
Вылепить настоящего профессионала
Хоть и была за плечами преддипломная педагогическая практика в кировских школах, но волнительно было заходить в пятый класс на первый под сводами новой для себя школы урок. Ответственности добавляло осознание, что в классе собрались дети известных в районе людей: дочь за ведующей РОНО Э.Д. Балезиной Инна, отпрыски учителей Сергей Волженин и Татьяна Галкина. Не ударить в грязь лицом стоило больших усилий! Тогда очень хороший урок преподала Эмма Демьянова, внушая молодой учительнице: вина в отсутствии внимания детей на уроке лежит не на учениках, а на учителе, это он не смог привлечь его, заинтересовать детей. Потому и стала упорно думать к каждому уроку над тем, чтобы каждому ученику было интересно.
Яркие краски воспоминаний тех лет – это громадные, не в пример сегодняшним, классы по 43 человека; «перебежки» между уроками, когда приходилось разрываться между разбросанными корпусами первой школы, размещавшейся в то время на месте бывшей женской гимназии. Один урок вела учитель математики в основном здании (современный лицей), второй – в пристрое, третий – в здании на ул. Энгельса (сейчас налоговая инспекция), а на четвертый приходилось бежать обратно.
Из деятельности запомнились постоянные дополнительные занятия с двоечниками, а для души – математический кружок для одаренных учащихся.
Еще всплывают в памяти агитаторские «походы» в колхозы, когда учителя читали лекции на международные темы. В путь отправлялись пешком, нередко за много километров.
Как известно, молодой специалист – самый податливый материал: лепи что хочешь. Кто же были первые наставники, ваявшие из теоретически великолепно подготовленного учителя настоящего профессионала-практика? «Низкий поклон Н.А. Галкиной, – отмечает Л.В. Санина. – Она «поставила» меня как учителя математики, научила, как правильно делать самоанализ учебного занятия, дала много из того, что впоследствии пригодилось для административной работы». Большой опыт почерпнула на уроках учителей математики Н.Т. Тороповой и Т.Б. Мальковой. Неоценима помощь директора школы П.М. Свинина, который принимал Людмилу Васильевну на работу и много сделала для ее профессионального «оперения».
Покой нам только снится
Среди вех следующей пятилетки (1972-1977 г.г.) героиня нашего повествования отмечает: «Новое здание школы, просторные, светлые классы, все блестит и сияет; борьба за сохранность школьного имущества. Всплывает в памяти, выражаясь молодежным сленгом, прикол. В кабинете №32 (по-старому), закрепленном за мной, оторвался отопительный радиатор. Дети сказали, что Н.В. Сорокин любил на него присесть. Не знаю, как было на самом деле. Директор школы П.М. Свинин «подарил» мне выговор, и это меня так «вдохновило», что через год пятый класс, где я вела классное руководство, занял первое место в школе по санитарному состоянию (учитывалось чистота и сохранность кабинета №12)».
Неповторимые впечатления на всю жизнь остались от курсов усовершенствования учителей при МГУ в 1973 году. Единственная от района, на целый месяц грызть гранит математической науки отправилась в Первопрестольную Людмила Васильевна. Не передать словами, какие эмоции испытывались от общения со светилами науки, авторами учебников. Как жадно впитывалось каждое слово с их лекций, откладывались где-то в подсознании их советы...
Активная общественница, Людмила Васильевна всегда была на виду. Примерила на себя на почти целое десятилетие должность председателя школьного профкома, не раз делегировалась в депутаты районного Совета, была членом ревизионной комиссии обкома КПСС. В 1978 году получил отсчет административный период в жизни, когда Людмила Васильевна взяла полставки завуча.
«Годы административной деятельности (1978-97 г.г.), – говорит моя собеседница, – пролетели в быстром темпе под музыку: «В буднях великих строек…». «Покой нам только снился», лишь «погоня, погоня, погоня…» за качеством знаний учащихся, престижем школы, ее авторитетом. И это удалось. А какие асы педагогической науки работали в то время! Огромное спасибо им».
В 1986 году зав. РОНО А.И. Жданов представил нового директора ср. школы №1 – Л.В. Санину. А коллега, завуч школы Г.Б. Тутубалина тогда поддержала коллегу словами: «Большому кораблю – большое плавание». 9-летняя «регата» прошла под девизом «Все выше и выше!».
– И хотя годы буквально промелькнули перед глазами, – продолжает Л. В. Санина, – прожитых лет не жалко, так как, по-моему, не зря они прошли!
– О ком еще из учителей, с кем довелось работать, остались самые теплые отзывы?
– Будучи завучем и потом директором, я контролировала работу учителей физики, иностранного языка, истории, физкультуры. Из учителей-словесников я бы отметила А.И. Жданова и И.Л. Тиунову. Я буквально была поражена, в хорошем смысле, их учебными занятиями, которые мне довелось посещать. Это были не уроки, а сказка! С одного занятия можно было влюбиться в литературу, познать ее богатство, понять, насколько велик русский язык. Эти учителя отлично знают свой предмет, изо всех сил старались передать знания детям.
Замечательно вела уроки и учитель истории В.С. Воронина, не боялась высказывать критическое мнение, которое могло противоречить общественным взглядам. Что, кстати, я сама впоследствии переняла, часто не соглашаясь на уроках с авторами учебников по математике.
Теплые воспоминания остались об А.П. Чернышовой – высокоинтеллигентном, душевном человеке, примере поразительного великодушия и всемерной доброты.
Учитель математики В.К. Криницына запомнилась добрым, материнским отношением к каждому ученику. В классе царила атмосфера раскованности, доброжелательности. И дети отвечали ей тем же.
Уроки учителя химии З.В. Щелкановой отличались высокой организованностью, четкостью. Таким же качеством обладали и занятия учителей физкультуры Н.Л. Терехова, А.В. Лоскутова.
Я видела, как душой переживала за честь школы Г.Б. Тутубалина. Всю жизнь, все здоровье она отдала ниве служения народному образованию. У нас сходились взгляды во многом, мы обе болели за престиж школы. Она была и моим помощником, и другом, и соратником.
А идеологом школьной жизни, генератором новых идей, которые мы потом претворяли с Галиной Борисовной в жизнь, была организатор внешкольной работы Валентина Ивановна Черникова. Ее уроки английского языка замечательно проходили. Кроме того, она обладает поразительными душевными качествами, это человек со стрежнем, очень порядочный и честный. Валентина Ивановна, пожалуй, остается для меня идеалом, Учителем с большой буквы.
– В одно время в становлении Вас как специалиста кто-то помог Вам, спустя годы и Вы дали многим учителям путевку в жизнь.
– Важно было вселить в молодых специалистов уверенность, подсказать недостатки, маленькие просчеты в построении учебного занятия, которые со стороны были виднее, настроить на успешную работу. Ведь нередко начинающие учителя дрожали перед уроком, как осиновый лист. Помочь им преодолеть страх и тревогу я считала моим долгом. И думаю, у меня это получалось. В работе администратора одним из главных направлений считала работу с кадрами. Не без гордости могу отметить, что сыграла роль в становлении в профессии З.Н. и Н.В. Сорокиных, В.К. Криницыной, Г.Г. Дорофеевой, Т.М. Кульпиной и Е.А. Криницыной (обе последние мои ученицы). Помню, как «продвигала» Н.В. Сорокина, как вместе боролись с его неуверенностью, как готовили его первое на весь город выступление в ранге председателя профкома на сессии районного совета.
Кроме того, из моих учеников вышло около двух десятков учителей математики.
– Какое достижение, на Ваш взгляд, самое весомое в Вашей жизни?
– Главным достижением я считаю то, какой след оставила в жизни первой школы, в сердцах и душах учеников, коллег. Наверное, это ценнее всего. Трогают меня встречи с бывшими учениками, которые благодарят, говорят хорошие слова. Некоторых удивляет, что я спустя много лет помню их имена и фамилии. А они врезаются в память, хотя столько учеников за эти годы успели поучиться у меня!
– Тогда противоположный вопрос: какое самое большое упущение? Может, что-то хотелось, а не удалось сделать?
– Наверное, есть сожаление, что в свое время отказалась от должности заведующей РОНО. Я три-четыре года была в резерве. Но из-за каких-то внутренних сомнений не пошла дальше, прервала карьеру.
– Да, единичны примеры, когда человек добровольно себя «разжалует» в более низкую должность. Очень сложно психологически привыкать к тому, что прежде был директором, а теперь простой учитель, наравне со всеми. И тем не менее Вы отважились...
– Да, иначе я не могла. Это был мучительный, но обдуманный шаг. Состояние здоровья (больное сердце) не позволяло дальше идти той же дорогой. Только близкие люди знают, чего мне это стоило...
– Считали ли Вы себя требовательным руководителем, даже отчасти строгим?
– Я бы назвала стиль моего руководства дипломатическим вперемешку с авторитарным. Мне довелось работать значительное время с двумя директорами школы – П.М. Свининым и П.Ф. Осташовым. Павел Михайлович руководил как раз авторитарно. Павел Федорович – демократично и интеллигентно. Эти два стиля я и пыталась совмещать в себе.
– Припомните какие-нибудь курьезные случаи, смешные, интересные. Ведь директор отвечает в конечном счете за все. И тревога «подъем!» часто происходила даже среди ночи?
– Да, звонки о чем-то случившемся среди ночи были нередки. То сигнализация сработает и окно разобьют в кабинете – отправляешься на место происшествия вместе с нарядом милиции. То инцидент на котельной, а ответственность за это была серьезная: котельная отапливала восемь организаций, и понятно, что разморозка системы ничего хорошего не сулила. Не раз приходилось с супругом отправляться в ночные прогулки по городу на очередное «котел полетел». А какую воспитательную работу приходилось проводить с кочегарами за их «дружбу с алкоголем»! Устанавливали дежурство от администрации в праздники. Один раз приходим проверять среди ночи, а котлы «пашут» вовсю, давление в системе поднялось настолько, что еще миг – и все бы взорвалось! А кочегар в это время преспокойно спит в комнате отдыха!
Вообще, если оглянуться назад, вспоминается только хорошее и особенно – участие в смотрах художественной самодеятельности. Хотя чаще они были по принуждению, но в итоге очень роднили и сплачивали коллектив. Прекрасные спектакли ставила Р.Г. Домрачева, в которых и мне довелось участвовать. Благо пригодились актерские навыки, которые получила в школьные и студенческие годы, тоже играя в спектаклях. А лучшими артистами, безусловно, были признаны наши мужчины – учитель физкультуры Г.А. Поляков, учитель труда И.Н. Балезин, учитель физики Н.В. Сорокин.
Еще запомнился конец 80-х годов «вудеркиндами». Это Лева Колупаев и Алеша Ведерников. Алеша был не моим учеником, но посещал мои дополнительные занятия вместе с Левой. Они неплохо показали себя на математической олимпиаде в Нововятске, которая служила отборочным этапом в Ленинградскую заочную физико-математическую школу. Вместе с лестными отзывами о моих воспитанниках я получила от директора Новововятской школы предложение перейти к ним на работу и обещание трехкомнатной квартиры. Но… отказалась, хотя сама в то время с большой семьей ютилась в Советске в маленькой квартирке без благоустройства. И еще, что интересно. Эти ученики единственный раз в истории школы по решению педсовета были переведены после 6 класса сразу в 8-й.
– Вам пришлось учить уму-разуму и детей советского периода, и современное поколение. Есть ли какая-нибудь разница, многие говорят, что современные дети изменились не в лучшую сторону?
– Разительно они не отличаются. Лично мне не доставляло никогда особого труда общаться с детьми, всегда легко находила с ними общий язык, устанавливала контакт. Если случались конфликты, то, в первую очередь, искала проблему в себе, анализировала и всегда первая извинялась.
Дети есть дети, разницы между ними нет – обычные во все времена. Это от учителя зависит, как дети себя ведут.
– Вся трудовая биография прошла в стенах первой школы, неужели никогда не было соблазна сменить рабочую «прописку»?
– Мысли сменить работу не было никогда. Весь трудовой путь прошел на одном дыхании. Работа мне нравилась, приносила счастье, испытывала даже удовлетворение от того, как урок провела. И, в общем, даже не мыслила себя на какой-то другой работе.
– И тем не менее для своих детей Вы не пожелали той же участи...
– Выбор старший сын Андрей сделал сам, он получил высшее юридическое образование в Кировском филиале Московской государственной юридической академии и работает следователем по особо важным делам в УВД области. Хотя, кстати, после окончания нашей школы, до службы в армии, он год преподавал историю в Фокинской школе. Средний сын Юрий выбрал стезю военного, закончив Свердловское суворовское училище и Московское общевойсковое командное училище (МВОКУ), сейчас служит командиром роты в Юрье. В младшей дочери Ольге я сознательно не развивала математические способности, и гуманитарий вышел из нее неплохой. Она окончила 11 классов с золотой медалью, факультет управления ВГГУ с красным дипломом. Кстати, судьба всех моих детей тоже связана с первой школой, давшей им прекрасные знания.
Хоть я и искренне люблю свою профессию, нельзя не признавать, что это работа трудная и не дает большого материального удовлетворения.
– Выразите какое-нибудь пожелание первой школе, которое не устареет сквозь время?
– Учить детей добру, человечности, давать не знания, а методы получения знаний, приучать к вечному самосовершенствованию. И чтобы школа, оправдывая свое название, во всем была первой!
Воспоминания записала О. Молодых.